Когда-то, работая над сценарием нового игрочаса по
славянским сказкам, задался вопросом: а что такое Чудо-Юдо? И откуда пришло оно
в славянскую мифологию?
Вспомним, как
описывается Чудо-Юдо в сказках («Иван Быкович», «Иван – крестьянский сын и
Чудо-Юдо», «Бой на Калиновом мосту»).
Многоголовое
чудовище, приезжающее на Русь через легендарный Калинов мост, через реку
Смородину. Ну, это понятно: за Смородиной, огненной рекой, славяне помещали
Навь, Мир Мёртвых. Оттуда вся нечисть и шла.
Чем же Чуды-Юды занимались?
Вот что сказка говорит: «они, злодеи, всех приполонили, всех разорили, ближние
царства шаром покатили». То есть, грабили, народ в плен брали, целые
города-деревни огню предавали. Одним словом, не слишком желанные гости на земле
нашей. Вот и ходили Иваны русские сотоварищи с ними насмерть биться.
«Википедия»,
Интернет-энциклопедия, на которую я сильно надеялся, меня разочаровала. Зато
другой сайт порадовал интересной информацией относительно названия сих
сказочных монстров.
Оказывается,
слово «Чудо» у древних славян означало великана (так утверждал А.Н.Афанасьев в
книге „Поэтические воззрения славян на природу"). А «юдо», возможно,
происходит от древнеиндийского «йадас» – «водное животное» (так, согласно
сведеньям из Интернета, считают многие учёные, хотя имён там нет). То есть,
Чудо-Юдо – это великан из воды. Не зря в «Коньке-горбунке» чудом-юдом назван огромный
кит-рыба.
Итак, что
мы теперь имеем? Многоголового водного великана из Мира Мёртвых. Гм… Не густо.
Проштудировав
книгу Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки», узнал: Навь, Мир
мёртвых, у славян, как и у многих других народов, размещался на севере. И это
дало в руки ту самую нить, которая позволила распутать клубок.
К
полученной картинке «многоголовый водный великан» добавляем – «с севера». И
получаем шикарную подсказку!
Давайте-ка
вспомним, какая беда приходила по воде на Русь с севера, какой враг грабил,
людей в полон брал и города-сёла огню предавал? Тут уж и ребёнок может
догадаться, если хорошо слушал своего учителя истории.
Викинги.
Скандинавские воины-авантюристы. Чем не теория?
Итак, мы
нашли «уши». Теперь покрепче ухватимся за них и начнём притягивать доказательства.
Соберём доступную информацию.
Как мы
помним, прибывает Чудо-Юдо на огромном коне, с чёрным псом позади, с вороном на
плече.
Посвящённым сразу вспомнится
похоронный обычай викингов: в погребальную ладью воину клали меч, боевого коня
и любимую собаку. А ворон, олицетворяющий у славян существо, связанное с Миром
мёртвых, одновременно является священной птицей у викингов, символом Одина. У
этого главного бога скандинавского пантеона в посланцах служили два ворона –
Хугин и Мунин («Мыслящий» и «Помнящий»).
Кажется,
цепочка выстраивается вполне логичная. Но как вписать в неё многоголовость
Чуда-Юда? Тем более, описание его как многоголового
дракона.
Ответ не
сложен: вспомним корабли викингов. Их носовую часть украшали драконьи головы –
для устрашения врагов и морских тварей. Отсюда и название этих судов – драккары
(«корабли-драконы»). Стоит только представить, как из утреннего тумана выплывают
десятки чудовищных морд с оскаленными пастями – сразу мурашки по спине бегают. Не
зря это зрелище запало в души нашим предкам, превратившись сперва в предание,
затем – в легенду и, наконец, в сказку.
Чудо-Юдо в
сказке обладает огненным пальцем: чиркнуло им – и все отсечённые Иваном головы
тут же на место прирастают. Судя по всему, встретившие отпор викинги
возвращались с новыми силами и жестоко мстили непокорным русичам.
Если
кто-то, прочитав мои умозаключения, согласится с этой любительской теорией, буду только рад.
В конце концов, она вполне жизнеспособна! Хотя и не претендует на научность.
Лично я в лишний раз
убедился: смысла в народных сказках намного больше, чем может показаться на
первый взгляд. Они ещё не раз нас удивят!
Комментариев нет:
Отправить комментарий